Своеобразие ремарок как паратекстовых элементов драмы: классика и современность
HTML
PDF

Ключевые слова

драматургический паратекст
авторская ремарка
классическая драма
современная драматургия

Аннотация

В статье анализируются ремарки как элементы паратекста классического драматического произведения и паратекста «новой драмы». Особое внимание уделяется их функциональному потенциалу, так как ремарки расширяют границы восприятия текста, формируют базовые установки восприятия, в них слышится «голос» автора. В статье рассмотрены функции ремарок в традиционном драматическом тексте, а также исследованы их трансформации в тексте современной драмы.

HTML
PDF

Библиографические ссылки

Балухатый, С. Д. Вопросы поэтики : сборник статей / С. Д. Балухатый. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. – 320 с.

Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.

Богаев, О. А. Страшный суп. Продолжение преследует в двух актах. – https://bogaev.narod.ru/doc/strashniy_sup_2011.htm (дата обращения: 01.04.2020).

Гущина, Ю. А. Драматургический вид авторской речи как композиционный и структурно-семантический компонент текстологии : дис. ... канд. филол. наук / Ю. А. Гущина. – М., 2009. –188 с.

Екабсонс, А. В. К вопросу о трансформации родовых признаков современной драматургии / А. В. Екабсонс // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2012. – Вып. 63. –№ 5(259). –С. 38–44.

Жарский Я. С. Кинематографические приемы в пьесах Н. Коляды / Я. С. Жарский // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 8 (38): в 2 ч. Ч. I. – C. 72–75.

Иванова, Т. Г. Ремарка как средство передачи авторского замысла / Т. Г. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – 2007. – Т. 8. – № 27. – С. 45–49.

Кабыкина, Ю. В. Рамочный текст в драматическом произведении: А. Н. Островский и А. П. Чехов : автореф. дис. … канд. филол. наук / Ю. В. Кабыкина. – М., 2009. – 27 с.

Коляда, Н. В. Манекен / Н. В. Коляда. – http://kolyada.ur.ru/maneken/ (дата обращения: 22.03.2020).

Комарова, В. И. Принципы и содержание лингвистического анализа обстановочной ремарки как компонента драматургического произведения : автореф. дис. … канд. филол. наук / В. И. Комарова. – М.,1993. – 21 с.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. Горкина А. П. – М. : Росмэн, 2006. – 584 с.

Носов, С. О. Паратекст как средство конструирования художественного пространства в драме : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. О. Носов. – Тверь, 2010. – 18 с.

Петрова, Н. Ю. Лингвокогнитивные особенности построения списка действующих лиц (на материале английской драмы) / Н. Ю Петрова // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2009. – С. 28–36.

Театральная энциклопедия. Т. 4 / под ред. Маркова П. А. – М. : Советская энциклопедия, 1965. – 1152 стб.

Чаковская, М. С. Текст как сообщение и воздействие / М. С. Чаковская. – М. : Высшая школа, 1986. – 128 с.

Чехов, А. П. Вишневый сад / А. П. Чехов. – https://ilibrary.ru/text/472/p.4/index.html (дата обращения: 04.04.2020).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Яна Александровна Пескова, Нина Павловна Терентьева